Опасности, подстерегающие несовершеннолетних и студентов

Телефон доверия: 8 (495) 637-34-96 доб. 1130

28 сентября 2020
28 сентября 2020 г. перед членами Ученого совета МГЛУ о роли Лаборатории деструктологии МГЛУ в реализации Комплексного плана сопровождения мероприятий противодействия идеологии терроризма в Московском государственном лингвистическом университете на 2020 – 2023 годы: опасности, подстерегающие несовершеннолетних и студентов выступили М. Ю. Воронин и Р. А. Силантьев.

Одной из опасных современных криминальных реалий является терроризм. Его опасность обусловлена не только угрозами интересам личности, общества и государства. Его опасность обусловлена тем, что его основной движущей силой, его «кадровым резервом» является молодежь.

Международными террористическими организациями проводится активная пропагандистская и вербовочная деятельность, базирующаяся на искажении традиционных культурных постулатов, приобретает новые организационные формы, используя современные средства коммуникации. Это обусловило разработку и принятие Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы и Методических рекомендаций, разработанных Департаментом молодежной политики Минобрнауки России. Приказом ректора нашего Университета создана рабочая группа чья деятельность направлена на формирование у молодежи гражданской позиции в целях противодействия идеологии экстремизма и терроризма. Рабочей группой подготовлен Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Московском государственном лингвистическом университете на 2020 – 2023 годы.

Расширение предмета деятельности рабочей группы, включившего не только терроризм, но и экстремизм, не случайно. Экстремистское поведение несовершеннолетних и молодежи в целом – одна из наиболее актуальных социально-политических проблем. Исследователями отмечается, что приверженность радикальным взглядам является проявлением такого состояния молодежи как экстремальность сознания. Наиболее распространенными формами проявления экстремальности сознания являются индивидуальные и групповые настроения, представляющие собой преобладающие чувственный и рациональный уровни сознания молодежи. На полюсах экстремальных настроений крайними состояниями являются фанатизм, представляющий радикальную направленность сознания, и нигилизм, отражающий преимущественно депрессивное его состояние. Именно экстремальность сознания и поведения несовершеннолетних определяет развитие деструктивного поведения несовершеннолетних от простейших к сложным формам, приобретающим признаки экстремизма и самой его острой формы – терроризма.
Именно экстремизм следует считать сверхопасным многоликим явлением, действие которого направлено на духовно и материально подверженное население – лиц молодого возраста. Молодежь являются той возрастной группой, которая «заражается» экстремистскими идеями, именно эта возрастная группа является объектом пропагандистского воздействия и «кадровым резервом» экстремистских и террористических организаций. Исследователями констатируется тенденция роста вовлечения несовершеннолетних в этнорелигиозные конфликты, в экстремистские группировки и национальные движения.

Так, проявление религиозного и других видов экстремизма в молодежной среде на современном этапе, приобретая серьезные масштабы, продуцируя опасные последствия, становится одной из угроз национальной безопасности России. В принятой Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года  выделены наиболее опасные виды экстремизма, к которым отнесены: националистический, религиозный и политический – проявляются в возбуждении ненависти либо вражды по признакам пола, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности или принадлежности к какой-либо социальной группе, в том числе путем распространения призывов к насильственным действиям, прежде всего посредством online социальных сетей и online пространства в целом в вовлечении отдельных лиц в деятельность экстремистских организаций или групп, в проведении несогласованных акций, организации массовых беспорядков и совершении террористических актов.
Социальные сети стали ключевой площадной для генерации экстремистской политической активности современной молодежи, выполняя роль не только площадки для обсуждения, но и детонатора информационного взрыва: они способны распространять информацию по всему миру за считанные секунды.

В своей книге «Революция 2.0» один из организаторов революционных выступлений в Египте Ваэль Гоним описывает методику мобилизации общественной поддержки политического протеста через Facebook, включающую несколько стадий: «На первой стадии убеждаешь людей присоединиться к странице и читать записи. На второй подталкиваешь их взаимодействовать с контентом, ставя «лайки» и комментирую. На третьей – принимать участие в онлайновых кампаниях страницы и самим поставлять контент. На четвертой и последней стадии люди выходят на улицы.

Все сказанное отражает важность и необходимость исследования деструктивного влияния информационных потоков, социальных сетей и их контента, направленного на проведение работы по противодействию идеологии терроризма и экстремизма в нашем Университете. Одну из основный ролей в ограничении распространения взглядов, лежащих в основе террористической деятельности в социальной среде сотрудников и студентов МГЛУ выполняет лаборатория дестуктологии, проводящая комплексные исследования в данной сфере.

Ее роль важна в реализации всех разделов Комплексного плана и в формировании научно-теоретических и концептуальном обеспечении противодействия, и нейтрализации каналов предоставления результатов деятельности создателей систем экстремистских и террористических взглядов, и ограничении распространения взглядов, лежащих в основе террористической деятельности.

В числе тактических задач лежат такие как мониторинг общественного мнения в части его радикализации, выявление причин нарастания социальной напряженности, мониторинг социально-психологического состояния представителей национальных и этно-конфессиональных групп среде студентов, вскрытие и анализ случаев усиления напряженности в отношениях студенческих социальных групп друг с другом, ограничение распространения деструктивных, чуждых национальным традициям аспектов доминирования, превосходства, психологического насилия среди студентов.

В заключении необходимо сказать, что эта важная работа требует совместной скоординированной деятельности всего коллектива нашего Университета, позволяя использовать весь накопленный опыт противодействия деструктивным процессам.



Возврат к списку

Система Orphus