Проекты

ЛАБОРАТОРИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

О проекте «Психолингвистика, антропологическая лингводидактика и методика преподавания русского языка как иностранного»

(проект удостоен гранта Фонда В. Потанина «На лучшую магистерскую программу». Заявка № ГК200000305)

Руководитель проекта:

Л.П. Мухаммад

Члены команды по реализации проекта: А.Н. Болдырева, С.Н. Волкова, Л.В. Ипполитова, А.А. Кунькова, Х.И.А. Мухаммад, О.Ю. Стародубова, Е.К. Столетова, О.Э. Чубарова

В задачи проекта входит создание инновационной, гуманистически ориентированной, системы обучения русскому языку как иностранному (далее: РКИ), начиная с её высшего, методологического, уровня и заканчивая значимыми компонентами нижележащих уровней.

Методологический уровень системы обучения (и реализующего её учебного процесса) задаёт парадигму её развёртывания следующим образом:

1) личностно-деятельностный подход к обучению;

2) антропологический, коммуникативный и когнитивный принципы, определяющие содержание обучения и способы оперирования данным содержанием;

3) ориентированность системы на воссоздание и создание образовательного пространства, индуцирующего, пробуждающего в личности учащегося всё наилучшее, что в нём заложено природой и процессами его творческой жизнедеятельности.

Всё вышесказанное фокусирует внимание руководителя проекта, а также его команды на личности учащегося, причём в её динамическом аспекте – в аспекте роста и развития. Движущей силой данного роста и развития становится сама личность – субъект своих действий и взаимодействий. Мотивирующим фактором при этом являются экзистенциональные (жизненно важные) потребности личности (а не только коммуникативные, как это постулируется в «традиционных» методиках). К наиболее важным из них мы, опираясь на мнения самих учащихся, относим: потребность учащегося в самоидентификации, потребность в росте, развитии и самоактуализации, и, что весьма важно, потребность в успешном овладении будущей профессией.

Проект предусматривает реализацию его основополагающих идей за счёт внедрения в учебный процесс комплекса инновационных рабочих программ, основу которых составляют три интегрированных рабочих программы: 1) «Психолингвистика, антропологическая лингводидактика и методика преподавания русского языка как иностранного»; 2) «Функционально-коммуникативная грамматика русского языка»; 3) «Герменевтика текста в аспекте диалога культур». Так, усвоение учащимися (будущими преподавателями) психолингвистических моделей, с одной стороны, личности/языковой личности (ЯЛ) иностранного учащегося, с другой – их речевой деятельности (РД) на русском языке (РЯ) поможет сформировать у обучаемых-иностранцев механизмы речи по оптимальным параметрам.

Рабочая программа «Функционально-коммуникативная грамматика русского языка» интегрирована с другими программами на основе единой методологической платформы и выполняет свою уникальную функцию: она предоставляет лингвометодические модели для формирования у учащихся-иностранцев структурированной пресуппозиции, обеспечивающей учебную РД в направлении «от смысла – к способам вербализации».

Рабочая программа «Герменевтика текста в аспекте диалога культур» позволяет эффективно реализовать в практике преподавания РКИ все три принципа «Антропологической лингводидактики»: 1) антропологический принцип реализуется за счёт подбора текстов, актуальных (и интересных) для ЯЛ иностранного учащегося; 2) коммуникативный принцип реализуется за счёт употребления текста/дискурса как коммуникативной единицы; 3) когнитивный принцип реализуется за счёт выявления опорных единиц текста и использования этих единиц в целях формирования речевых механизмов идентификации и прогнозирования. Безусловно, моделирование текста/дискурса (с его многоуровневой структурой) открывает самые широкие возможности для формирования у учащихся-иностранцев структурированной пресуппозиции (когнитивной архитектоники ЯЛ) на всех этапах обучения РД на изучаемом РЯ.

В магистерскую программу «Психолингвистика, антропологическая лингводидактика и методика преподавания РКИ» также входят и другие рабочие программы. Все они интегрированы: а) по вертикали – на единой методологической основе; б) по горизонтали – отвечают требованиям реализации межпредметных связей. Таким образом, все рабочие программы составляют единый комплекс образовательных продуктов, обеспечивающих в учебном процессе продвижение личности учащегося-магистранта (будущего преподавателя) от обучающегося – к специалисту-профессионалу.

Система Orphus